Шел 1802 год. Начало XIX столетия. На Кубанскую пограничную линию, для укрепления которой столь много сделал знаменитый русский полководец А. В. Суворов, переселялось по утвержденному императором Павлом I решению Правительствующего Сената, Екатеринодарское казачье войско: на месте Казанского редута осело 223 семьи. В сентябре-октябре месяцах переселенцы обустроились в землянках и примитивных мазанках, а на карте России на побережье Кубани появился новый населенный пункт – станица Казанская. Через 12 лет (1814 г.) в центре станицы было закончено строительство каменной церкви «Во имя Михаила Архангела». При станичной церкви была церковноприходская школа. Главный предмет в ней – Закон Божий. Чтению, письму и счету отводилась второстепенная роль. Первое станичное училище (школа), которое работало по программе Министерства просвещения, было открыто в 1858 году. Как сообщалось в отчете, училище размещалось «в удобном общественном деревянном доме». Дети местных казаков изучали Закон Божий, арифметику, грамматику и чистописание. В конце 70-х годов (1878-80 гг.) на ул. Красной, с восточной стороны церковной ограды, открылась еще одна церковноприходская школа в кирпичном здании. Учились в основном мальчики. Девочки в семье выполняли работу нянек, пряли пряжу из конопли и шерсти, вязали, вышивали. Мальчикам же необходимо было идти на службу, где нужна хоть примитивная грамотность, необходимая для зазубривания воинского устава. В школе было всего 3 класса и один учитель. Учащихся было мало; школа работала в одну смену. Из старших учеников учитель выделял себе помощников, которые помогали младшим. 13 июля 1897 года станичный сбор решил обратиться к Святейшему синоду с вопросом «Об открытии в станице еще одной церковноприходской школы». Со своей стороны станичное общество дарило школе 150 десятин земли и 3 десятины под школу со всеми службами, в том числе для закладки сада и огорода. Было подарено также 5 тысяч рублей деньгами и 200 тыс. жженого кирпича со станичного кирпичного завода. Все хлопоты по постройке школы взял на себя священник Иоан Гренцов. В 1899 году «Второклассная школа с образцово одноклассной» была открыта. Следует отметить, что станичное общество не жалело сил и средств на образование своих детей. В 1905 году с рядом церковноприходской школой (на территории современной средней школы №6) вступила в строй действующая двуклассная школа. Занятия велись в приличном (по тем временам) здании из красного кирпича (Зал с южной ее стороны был пристроен позже). В школе было 5 отделений (классов) и четыре учителя. Девочки мальчики обучались вместе. Первые учителя школы: Коробкин Иван Степанович, Якубовский Михаил Гаврилович, Чернышев Гавриил Дмитриевич – отец бывшего ученика нашей школы Чернышева Николая Гавриловича, доктора технических наук, пионера космонавтики, чьим именем назван один из лунных кратеров. В 1908 году была построена церковноприходская школа для девочек. Здание это до сих пор сохранилось. Обучала девочек Сороколетова Клавдия Ивановна, а затем учительница Флоринская. Понятно, что школы того времени работали по программам, отвечающим требованиям существующего тогда общественного строя и Закон Божий был обязательным предметом. Преподавал его во всех школах священник Пичка Василий Иванович. С 1914 года в этой школе был открыт дополнительный 4-й класс. Содержалась она на средства Синода. Школа имела 150 десятин земли, 8 десятин леса, сад, виноградник. Трудовому воспитанию, следовательно, уделялось должное внимание. 4-й класс, о котором было сказано выше, готовил учителей для церковноприходских школ. Обучались в нем, в основном, дети имущего класса. В 1916 году второклассная школа была реорганизована в Высшее начальное училище, программа которой соответствовала программе нашей прежней семилетки. В числе учителей школы была и мать нашего «главного химика космонавтики» Чернышева Н. Г. – Чернышева Елена Константиновна, а заведующим школы – отец Чернышев Гавриил Дмитриевич. Коллектив учителей и учащихся нашей школы несказанно рад этому небольшому недавнему «открытию», что в школах, законным наследником которых является СШ №6, работали родители нашего великого земляка, бывшего ученика школы, поднявшего славу нашей станицы до лунных высот. Высшее начальное училище просуществовало недолго (1916-1918 гг.), а в 1919 году реорганизовано в гимназию и переведено в здание, где сейчас находится вспомогательная школа-интернат №7, но функционировала она недолго. В станице Казанской окончательно установилась Советская власть и в начале 1920 года гимназия была закрыта. В 1920 году на месте начального училища был открыт педагогический техникум, но и он существовал недолго. В 1922 году техникум реорганизован в школу второй ступени с 9-ти летним обучением. В эти годы заметна была тяга детей к образованию. Школу могли посещать все желающие (и мальчики, и девочки). Количество учащихся резко возросло; увеличился и штат учителей. Директором школы второй ступени примерно в 1922-1923 гг. был Рыбальченко Иван Кузьмич. Еще в 1920 году в станице появилась комсомольская организация. Выпускники школы уезжали в рабфаки, техникумы. Все учительство станицы активно участвовало в ликвидации неграмотности взрослого населения. Так называемые ликбезы работали по вечерам. В них обучались мужчины и женщины. В 1930 ГОДУ ШКОЛА II ступени была реорганизована в ШМК (школа колхозной молодежи). Школа имела большой земельный участок, а преподаванию агрономии уделялось самое серьезное внимание. Приносили материальный доход пришкольный сад и огород. С ШМК хорошо работали ученический комитет, художественная самодеятельность, пионерская организация. Учились и дети из ближайших хуторов, а жили в интернате при школе. Физический, химический и биологический кабинеты активно пополнялись наглядными пособиями, приборами и оборудованием. Силами учащихся ШКМ был посажен станичный сквер. Учащиеся принимали участие в ликвидации неграмотности среди взрослого населения, с номерами художественной самодеятельности выезжали на хутора. Некоторое время преподавание проводилось по Дальтон-плану (бригадный метод работы учащихся). В 1934 году ШКМ была реорганизована в среднюю школу десятилетку №3. Здание школы утопало в зелени сада, сирени, елей, орешника. Ее кабинеты (по тем временам) отлично оборудованы, активно работали пионерская и комсомольская организации, редколлегия школьной стенной печати, проводились военные игры. Большое внимание уделялось работе учкома, дисциплине, трудовому обучению, художественной самодеятельности, развитию физической культуры и спорта, работе библиотеки, занятиях оборонных кружков, эстетическому оформлению школы, культуре речи. Директор часто сам проводил утреннюю зарядку, а на больших переменах руководил выступлением струнного оркестра. Школа имела свою столовую, баню, богатые мастерские по дереву и металлу, 50 га земли, 9 дойных коров, 60 свиней, 6 лошадей. Поистине некогда было нарушать дисциплину, а школа упорно учила своих питомцев грамоте, труду, любви к отечеству и готовности к обороне Родины. Благодаря стараниям директора и слаженной работе педколлектива школа превращается в одну из лучших сельских школ края. После инспекторской проверки (1938 г. Проверялась учебная, методическая, внеклассная, хозяйственная и профсоюзная работа), КрайОНО известил школу о том, что она признана лучшей школой края по сельскому сектору. Во второй половине 1941 года здание СШ №3 было переоборудовано под эвакогоспиталь, а школу слили с семилеткой, т. е. перевели на ее территорию, на которой она находится и сейчас. Директором школы был тогда Любарский Трофим Семенович, завучем – Васильев Николай Владимирович. 1941-42 учебный год был трудным как для взрослых, так и для детей. Шла война. Все для фронта: денежные займы, сбор теплых вещей. Бывшие выпускники уходили на фронт, а семьи получали «похоронки». У десятиклассников один учебный день (пятница) отводился на военное дело и два месяца они участвовали в рытье противотанкового рва на левобережье Кубани, но все-таки выпуск учащихся десятиклассников в июне 1942 года состоялся. В период с августа 1942 года по январь 1943 года (время немецкой оккупации) школа, практически, не работала. С 21.02.43 г. (это через три недели после освобождения станицы от оккупантов) школа имела уже учительский коллектив. Анализируя приказы за 1943-44 гг., вполне можно сделать вывод, что новый директор своё дело знал. Много сделано для выполнения закона всеобуча, повышению успеваемости и налаживанию дисциплины, военной подготовке юношей. В школе в 1943-1944 учебном году было три преподавателя военного дела. Школа не знала летних каникул. В июне, июле и августе она преобразовывалась в трудовую колонию. Основная задача: сельхоз работы в шести станичных колхозах. Учебную работу проводить было трудно. Школа была разорена: ни учебников, ни пособий, ни учебных принадлежностей, ни мебели. Все было уничтожено оккупантами. В январе месяце 1950 года номер школы меняют с третьей на шестую. Она становится СШ № 6. В эти годы много усилий администрация и педколлектив приложили для выполнения закона о всеобщем образовании. Школа имела солидное подсобное хозяйство, а учащиеся оказывали большую помощь в уходе за посевами и уборке урожая, как на землях школы, так и на полях станичных колхозов. Учителя и администрация много работали над повышением качества обучения учащихся, и по успеваемости школа занимала одно из первых мест в районе, о чем свидетельствует районная газета «Кавказский колхозник», рассказывая об учительской районной конференции по итогам I полугодия 1950-51 учебного года и итогах успеваемости школ. Бывшая двуклассная школа (а затем семилетка) превращается (с 1941 г.) в основное здание, а церковноприходская по ул. Красной и девичья по ул. Пугачева становятся ее филиалами. В 1964 г. Начальная школа (НШ № 32) на восточной стороне станицы ликвидируется и передается СШ №6 тоже как филиал. В1974 году было закончено строительство нового здания школы. Администрация школы и педколлектив затратили очень много труда на организацию учебного и воспитательного процесса в новых условиях, эстетическому оформлению помещений, оборудованию учебных кабинетов, радиофикации и кинофикации школы, оказанию помощи колхозу «Родина», участию в художественной самодеятельности и т. п. Многое сделано по патриотическому воспитанию учащихся; в 1981 году была открыта мемориальная плита, посвященная бывшему ученику школы Герою Советского Союза Русину Ивану Федоровичу, проводилась следопытская работа, открыта в кабинете № 23 комната боевой и трудовой славы. Читая страницы истории Казанской школы №6, можно с полной уверенностью сказать, что администрация и педколлектив в течение многих десятилетий своей работы систематически и успешно работали над совершенствованием методов обучения и воспитания учащихся, добиваясь довольно высоких результатов в работе. В 2009 году в связи с укрупнением Кавказского района городом Кропоткин был изменен номер школы на №20. |