ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МБОУ СОШ №20 имени Н.Г. Чернышева
муниципального образования
Кавказский район

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
352147
Краснодарский край
Кавказский район
ст. Казанская, ул. Красная, 221
8(86193)25-777
school6@kvz.kubannet.ru

МБОУ СОШ №20 имени Н.Г. Чернышева
муниципального образования
Кавказский район


ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
МЕНЮ

Задайте вопрос директору школы

Если вы хотите получить больше информации, заполните эту форму. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Пожалуйста, заполните все обязательные поля.
 
Я принимаю условия
Отправляя эту форму, вы принимаете нашу политику конфиденциальности.

Шел 1802 год. Начало XIX столетия. На Кубанскую пограничную линию, для укрепления которой столь много сделал знаменитый русский полководец А. В. Суворов, переселялось по утвержденному императором Павлом I решению Правительствующего Сената, Екатеринодарское казачье войско: на месте Казанского редута осело 223 семьи. В сентябре-октябре месяцах переселенцы обустроились в землянках и примитивных мазанках, а на карте России на побережье Кубани появился новый населенный пункт – станица Казанская.

Через 12 лет (1814 г.) в центре станицы было закончено строительство каменной церкви «Во имя Михаила Архангела».

При станичной церкви была церковноприходская школа. Главный предмет в ней – Закон Божий. Чтению, письму и счету отводилась второстепенная роль.

Первое станичное училище (школа), которое работало по программе Министерства просвещения, было открыто в 1858 году. Как сообщалось в отчете, училище размещалось «в удобном общественном деревянном доме». Дети местных казаков изучали Закон Божий, арифметику, грамматику и чистописание.

В конце 70-х годов (1878-80 гг.) на ул. Красной, с восточной стороны церковной ограды, открылась еще одна церковноприходская школа в кирпичном здании.

Учились в основном мальчики. Девочки в семье выполняли работу нянек, пряли пряжу из конопли и шерсти, вязали, вышивали. Мальчикам же необходимо было идти на службу, где нужна хоть примитивная грамотность, необходимая для зазубривания воинского устава. В школе было всего 3 класса и один учитель. Учащихся было мало; школа работала в одну смену. Из старших учеников учитель выделял себе помощников, которые помогали младшим.

13 июля 1897 года станичный сбор решил обратиться к Святейшему синоду с вопросом «Об открытии в станице еще одной церковноприходской школы». Со своей стороны станичное общество дарило школе 150 десятин земли и 3 десятины под школу со всеми службами, в том числе для закладки сада и огорода. Было подарено также 5 тысяч рублей деньгами и 200 тыс. жженого кирпича со станичного кирпичного завода. Все хлопоты по постройке школы взял на себя священник Иоан Гренцов. В 1899 году «Второклассная школа с образцово одноклассной» была открыта.

Следует отметить, что станичное общество не жалело сил и средств на образование своих детей.

В 1905 году с рядом церковноприходской школой (на территории современной средней школы №6) вступила в строй действующая двуклассная школа. Занятия велись в приличном (по тем временам) здании из красного кирпича (Зал с южной ее стороны был пристроен позже). В школе было 5 отделений (классов) и четыре учителя.

Девочки мальчики обучались вместе.

Первые учителя школы: Коробкин Иван Степанович, Якубовский Михаил Гаврилович, Чернышев Гавриил Дмитриевич – отец бывшего ученика нашей школы Чернышева Николая Гавриловича, доктора технических наук, пионера космонавтики, чьим именем назван один из лунных кратеров.

В 1908 году была построена церковноприходская школа для девочек. Здание это до сих пор сохранилось. Обучала девочек Сороколетова Клавдия Ивановна, а затем учительница Флоринская.

Понятно, что школы того времени работали по программам, отвечающим требованиям существующего тогда общественного строя и Закон Божий был обязательным предметом. Преподавал его во всех школах священник Пичка Василий Иванович.

С 1914 года в этой школе был открыт дополнительный 4-й класс. Содержалась она на средства Синода. Школа имела 150 десятин земли, 8 десятин леса, сад, виноградник. Трудовому воспитанию, следовательно,  уделялось должное внимание.

4-й класс, о котором было сказано выше, готовил учителей для церковноприходских школ. Обучались в нем, в основном, дети имущего класса.

В 1916 году второклассная школа была реорганизована в Высшее начальное училище, программа которой соответствовала программе нашей прежней семилетки.

В числе учителей школы была и мать нашего «главного химика космонавтики» Чернышева Н. Г. – Чернышева Елена Константиновна, а заведующим школы – отец Чернышев Гавриил Дмитриевич.

Коллектив учителей и учащихся нашей школы несказанно рад этому небольшому недавнему «открытию», что в школах, законным наследником которых является СШ №6, работали родители нашего великого земляка, бывшего ученика школы, поднявшего славу нашей станицы до лунных высот.

Высшее начальное училище просуществовало недолго (1916-1918 гг.), а в 1919 году реорганизовано в гимназию и переведено в здание, где сейчас находится вспомогательная школа-интернат №7, но функционировала она недолго.  В станице Казанской окончательно установилась Советская власть и в начале 1920 года гимназия была закрыта.

В 1920 году на месте начального училища был открыт педагогический техникум, но и он существовал недолго.

В 1922 году техникум реорганизован в школу второй ступени с 9-ти летним обучением. В эти годы заметна была тяга детей к образованию. Школу могли посещать все желающие (и мальчики, и девочки). Количество учащихся резко возросло; увеличился и штат учителей. Директором школы второй ступени примерно в 1922-1923 гг. был Рыбальченко Иван Кузьмич.

Еще в 1920 году в станице появилась комсомольская организация. Выпускники школы уезжали в рабфаки, техникумы.

Все учительство станицы активно участвовало в ликвидации неграмотности взрослого населения. Так называемые ликбезы работали по вечерам. В них обучались мужчины и женщины.

В 1930 ГОДУ ШКОЛА II ступени была реорганизована в ШМК (школа колхозной молодежи). Школа имела большой земельный участок, а преподаванию агрономии уделялось самое серьезное внимание. Приносили материальный доход пришкольный сад и огород. С ШМК хорошо работали ученический комитет, художественная самодеятельность, пионерская организация.

Учились и дети из ближайших хуторов, а жили в интернате при школе. Физический, химический и биологический кабинеты активно пополнялись наглядными пособиями, приборами и оборудованием. Силами учащихся ШКМ был посажен станичный сквер. Учащиеся принимали участие в ликвидации неграмотности среди взрослого населения, с номерами художественной самодеятельности выезжали на хутора.

Некоторое время преподавание проводилось по Дальтон-плану (бригадный метод работы учащихся).

В 1934 году ШКМ была реорганизована в среднюю школу десятилетку №3.

Здание школы утопало в зелени сада, сирени, елей, орешника. Ее кабинеты (по тем временам) отлично оборудованы, активно работали пионерская и комсомольская организации, редколлегия школьной стенной печати, проводились военные игры. Большое внимание уделялось работе учкома, дисциплине, трудовому обучению, художественной самодеятельности, развитию физической культуры и спорта, работе библиотеки, занятиях оборонных кружков, эстетическому оформлению школы, культуре речи.  Директор  часто сам проводил утреннюю зарядку, а на больших переменах руководил выступлением струнного оркестра. Школа имела свою столовую, баню, богатые мастерские по дереву  и металлу, 50 га земли, 9 дойных коров, 60 свиней, 6 лошадей. Поистине некогда было нарушать дисциплину, а школа упорно учила своих питомцев грамоте, труду, любви к отечеству и готовности к обороне Родины.

Благодаря стараниям директора и слаженной работе педколлектива школа превращается в одну из лучших сельских школ края.

После инспекторской проверки (1938 г. Проверялась учебная, методическая, внеклассная, хозяйственная и профсоюзная работа), КрайОНО известил школу о том, что она признана лучшей школой края по сельскому сектору.

Во второй половине 1941 года здание СШ №3 было переоборудовано под эвакогоспиталь, а школу слили с семилеткой, т. е. перевели на ее территорию, на которой она находится и сейчас. Директором школы был тогда Любарский Трофим Семенович, завучем – Васильев Николай Владимирович.

1941-42 учебный год был трудным  как для взрослых, так и для детей. Шла война. Все для фронта: денежные займы, сбор теплых вещей. Бывшие выпускники уходили на фронт, а семьи получали «похоронки». У десятиклассников один учебный день (пятница) отводился на военное дело и два месяца они участвовали в рытье противотанкового рва на левобережье Кубани, но все-таки выпуск учащихся десятиклассников в июне 1942 года состоялся.

В период с августа 1942 года по январь 1943 года (время немецкой оккупации) школа, практически, не работала. С 21.02.43 г. (это через три недели после освобождения станицы от оккупантов) школа имела уже учительский коллектив.

Анализируя приказы за 1943-44 гг., вполне можно сделать вывод, что новый директор своё дело знал. Много сделано для выполнения закона всеобуча, повышению успеваемости и налаживанию дисциплины, военной подготовке юношей. В школе в 1943-1944 учебном году было три преподавателя военного дела.

Школа не знала летних каникул. В июне, июле и августе она преобразовывалась в трудовую колонию. Основная задача: сельхоз работы в шести станичных колхозах. Учебную работу проводить было трудно. Школа была разорена: ни учебников, ни пособий, ни учебных принадлежностей, ни мебели. Все было уничтожено оккупантами.

В январе месяце 1950 года номер школы меняют с третьей на шестую. Она становится СШ № 6. В эти годы много усилий администрация и педколлектив приложили для выполнения закона о всеобщем образовании. Школа имела солидное подсобное хозяйство, а учащиеся оказывали большую помощь в уходе за посевами и уборке урожая, как на землях школы, так и на полях станичных колхозов.

Учителя и администрация много работали над повышением качества обучения учащихся, и по успеваемости школа занимала одно из первых мест в районе, о чем свидетельствует районная газета «Кавказский колхозник», рассказывая об учительской районной конференции по итогам I полугодия 1950-51 учебного года и итогах успеваемости школ. Бывшая двуклассная школа (а затем семилетка) превращается (с 1941 г.) в основное здание, а церковноприходская по ул. Красной и девичья по ул. Пугачева становятся ее филиалами. В 1964 г. Начальная школа (НШ № 32) на восточной стороне станицы ликвидируется и передается СШ №6 тоже как филиал.

В1974 году было закончено строительство нового здания школы.

Администрация школы и педколлектив затратили очень много труда на организацию учебного и воспитательного процесса в новых условиях, эстетическому оформлению помещений, оборудованию учебных кабинетов, радиофикации и кинофикации школы, оказанию помощи колхозу «Родина», участию в художественной самодеятельности и т. п.

Многое сделано по патриотическому воспитанию учащихся; в 1981 году была открыта мемориальная плита, посвященная бывшему ученику школы Герою Советского Союза Русину Ивану Федоровичу, проводилась следопытская  работа, открыта в кабинете № 23 комната боевой и трудовой  славы.

Читая страницы истории Казанской школы №6, можно с полной уверенностью сказать, что администрация и педколлектив в течение многих десятилетий своей работы систематически и успешно работали над совершенствованием методов обучения и воспитания учащихся, добиваясь довольно высоких результатов в работе.

В 2009 году в связи с укрупнением Кавказского района городом Кропоткин был изменен номер школы на №20.

 

© 2024. МБОУ СОШ №20 имени Н.Г. Чернышева
тел/факс 8(86193)25-777
е-mail: school6@kvz.kubannet.ru.